ПОШЕХОНСКАЯ СТАРИНА

 

      ОТДЫХ В ДЕРЕВНЕ ХАРЛОВО

harlovo.wmsite.ru


ДЕРЕВНЯ ХАРЛОВО ГЛАВНАЯ · Карта сайта
                                                                                            

 МАСТЕР КЛАССЫ

Мастер-класс по декупажу.

Декупаж - это способ изысканного декорирования своими руками почти любой поверхности с помощью наклевания на поверхность  различных картинок (декупажных карт, салфеток) стоимость - 250 руб.

Мастер-класс изготовление кукол оберегов, рассказ о древних куклах. 250 руб/чел.

 

Мастер-класс по валянию тапочек из шерсти 450 руб./чел.

Мастер-класс по валянию картин из шерсти 450руб./чел.

Мастер-класс по изготовлению натуральной косметики 250 руб./чел.

Мастер-класс по мыловарению 250руб./чел.

Валяние цветов из шерсти 400руб


ЭКСКУРСИИ

 

 

             Углич

  1.  

 

 

  • Мышкин

          Деревня Мартыново

      Вы можете сами предложить нам то что Вы хотели бы посмотреть, куда съездить.

          Сколько всего загадочного. интересного и необычного,оставляющего впечатления на всю жизнь, о которых; потом можно долго рассказывать.

 

                                                        

          На этои страничке мы будем рассказывать о тайнах и легендах земли Ярославской.

 Знакомить со старинной, русской кухней, рассказывать о народных праздниках и обычаях,

обрядах и суевериях, о секретах красоты, о свойствах "волшебных"  трав, и о многом загадочном, интересном и необычном.

 

                                 

 

                        ТАЙНЫ ЗЕМЛИ ЯРОСЛАВСКОЙ

 

                                                                   ВАРВАРИН РОДНИК

           Богата Переславская земля родниками. Самой большой популярностью

 пользуется родник "Варварин колодец".

          Тихое журчание воды, текущей на черную землю купанских болот из , звучит уже много лет. Многие знают чудесные свойства чистой воды "Варварина родника", приезжают за ней даже из

других областей. Колышутся на маленьких сосенках выцветшие от ветра тряпицы, повешеные

то ли язычниками, то ли просто суеверными людьми - умоешься ключевой водой, оботрешься лоскутком и оставишь на нем свою болезнь. У того самого моста, где из земли бьет ключ и стоит деревянная часовенка.

В книге 1904 года "Описание приходов Переславского уезда" читаем:

"село Хупань, т. е. Купань). Храм двухпресольны, в верхнем этаже в честь

Апостола Иоана Богослова, в нижнем в честь Святой Великомученницы Варвары...

Из святых икон особо чтилась прихожанами икона Святой Великомученницы Варвары,

по преданию, эта икона явилась у колодца, где ныне устроена часовня". Варварин родник

известен местным жителям боле двух столетий.

         Еще в 20-е годы двадцатого века жители села Купань, Усолье, Хмельники на Иванов день

обливали друг друга водой из родника, смывая с себя беды, болезни и невзгоды. В день празднования памяти Святой Великомученицы Варвары 17 декабря в храме села Купань проводилась большая

служба с молебном, а потом шли крестным ходом к роднику.

         Существуют две легенды, обьясняющие связь родника с имением Св. Варвары.

          Первая легенда о том, как живший в давние времна в этом селе глухонемой паренек

однажды вдруг заговорил. Он звал за собой куда-то в болото, и пораженные сельчане пошли

за ним. Пройдя по тропинке обнаружили родничек, в котором и лежала икона Варвары великомученницы.

В честь чудесного исцеления глухонемого и явления иконы построили часовенку,

но не в низине над родником, а в сухом месте, повыше. Икону перенесли туда, но на утро

икона вновь оказалась у родника, указав в каком месте нужно строить часовню.

Поняли тогда люди, что родник тот святой, что явлен он, чтобы лечить их от хвори,

спасать от грехов разных...

Многим та вода помогает, только с верой надо идти за ней, да с чистой душой.

            Часто рассказывают другую историю - о старом, богатом и жадном отце,

убившем свою невинную дочь Варвару. Варвара, любила красивого, но небогатого парня,

После того. как она созналась в своих чувствах отцу, была заперта в баньке.

Так как отец сосватал девушкы за старого и богатого. Варвара ночь проплакала,

а на зорьке убежала в лес. Бежала она от самого Переславля до Купанских болот.

Там ее настиг отец, зарубил топором и закопал, а людям сказал, что не знает, куда девалась.

Но на могилке девичьей обнаружилась чаша песка золотого, и бьет из нее струйка воды

серебряной, чистой, как слезы девичьи. После отец, в грехе своем раскаился и рассказав про

это людям, в болото бросился - сам себя казнил. А вода из того родника целебноя оказалась,

лечит людей.

 

                                                               КЛЮЧ ГРЕМЯЧ

         На берегу Плещеева озера, у подножия горы Гремячей, находится еще один уникальный источник -  ключ Гремяч.

Источник естественного происхождения. Вода ключа содержит большое количество гидроокиси железа, имеет своеобразный привкус и имеет лечебно-оздоровительное назначение.

     Народное придание гласит, что во время страшной грозы молния попала в высокий дуб.

 В том месте, где огненная стрела пронзила землю, образовалась яма, из которой потекла вода, и забил ключ.

По данным археологическийх раскопок возле самого родника, как источника воды, еще в IX-XI веках селились языческие племена Меря и Весь.

      В конце XVII века на этом месте Петром I создавалась «Потешная флотилия»,

родник бесперебойно снабжал первых кораблестроителей доброкачественной водой.

Но, есть одна особенность — ручей содержит большое количество гидроокиси железа, поэтому русло

берега и водные растения имеют своеобразный красный цвет из-за налета ржавчины. Ключ не замерзает даже в самые сильные морозы.

                                                        СИНЬ-КАМЕНЬ

         Синий камень — это огромный валун весом около 10 т, принесенный сюда

на восточный берег Плещеева озера, древними ледниками.

В VIII—IX вв. необычный темно-сизый цвет камня привлек внимание язычников-мерян,

населявших эти земли, и стал предметом их поклонения. Ему приносились жертвы, около него совершались обряды.

        Славяне, пришедшие сюда в IX в., стали поклоняться мерянскому богу так же, как они поклонялись и своим — Яриле и Велесу. В определенные дни они украшали камень цветами и лентами, водили вокруг хороводы. Спустя много веков, после крещения они ни за что не желали отказаться от своего камня и связанных с ним ритуалов. Это вызывало гнев и возмущение служителей церкви.

В 1606 году преподобный Иринарх поручил закопать камень манаху Онуфрию.

Манах вырыл яму и свалив в нее камень засыпал землей. через некоторое время

синий камень показался на поверхности, тем самым укрепив у народа веру в свою чудесную силу.

        Около ста с половиной лет переславское духовенство мучилось с этим камнем, пока не приняло мудрое решение заставить служить его христианской религии — заложить его в фундамент строящейся на другом берегу озера церкви. Зимой 1788 г. камень спустили с горы на замерзшее озеро и на специальных дровнях, повезли к месту строительства храма. Но камень проломил своей тяжестью лед и ушел ко дну.

        Через 60 лет камень снова стал напоминать о себе — начал постепенно “выходить” из воды, с каждым годом все ближе перемещаясь к северному берегу.Одно из обьяснений этому явлению дал в 1850 г. переславский краевед Н. Меморский: Каждую весну на Плещеевом озере образуются огромные ледяные торосы. Синий камень вмерзал эти торосы вытолкнули камень на берег . Он и поныне лежит у подножья Александровской горы. Православные сторонятся этого валуна, лишь туристы приезжают к этому камню и загадывают желания.

                                            АЛЕКСАНДРОВА ГОРА "Ярилина плешь"

                  На северном берегу озера Плещеева возвышается высокий холм . Александрова гора - единственная возвышенность, не покрытая лесом. Эта особенность горы отражена в ее старом названии . Ярилина плешь.  Во времена язычества  здесь находился  Синий камень, на котором приносились жертвы Яриле, богу солнца. Сейчас знаменитый валун, после неоднократных попыток православной церкви уничтожить его, лежит на берегу озера и постепенно погружается в землю, теряя былое величие.


               С вершины Александровой горы открывается прекрасный вид на сверкающую  гладь озера. Слева, неподалеку от холма, можно увидеть великолепно сохранившееся кольцо земляных валов . то, что осталось от города Клещина, предшественника Переславля-Залесского. Основанный в начале 12 века, он долгое время являлся княжеским административным и оборонительным центром. Окружность городского вала равна полукилометру. И по сей день заметно, что сюда вело трое ворот: об этом говорят разрывы в крепостном кольце. В свое время над воротами стояли деревянные башни, а между ними рубленые стены. Археологической экспедицией, проводившей изыскания внутри древнего города в середине XIX века, были найдены признаки постройки, основание церкви и бывшего при ней кладбища, обломки железных вещей, черепки глиняной посуды, монеты. Часть вещей была местного изготовления, а другая часть имела явно иноземное происхождение: арабские, западноевропейские монеты, бронзовые пряжки, аметистовые бусы. Все это говорит об обширнейших торговых связях жителей старого города с самыми отдаленными странами. 

         Той же экспедицией были обнаружены и свидетельства существования на вершине Александровой горы Александрова монастыря, построенного в честь князя Александра Невского и запустевшего в смутное время.

                  Источник Святого Иринарха с.Кондаково     

          Село Кондаково - родина преподобного Иринарха затворника великого подвижника XVI-XVII столетий оказавшего своими молитвами и советами незабвенные услуги нашему отечеству в тяжелую годину смутного времени.
Здесь в июле 1548 г. у крестьян Акиндина и Ирины родился сын. Во святом крещении наречено ему было имя Илья. В 6 лет он пророчески сказал, что когда вырастет будет монахом и будет трудиться для Бога.

       В возрасте 30 лет он, наконец, решается исполнить свое заветное желание -отправляется к монастырь святых страстотерпцев Бориса и Глеба, что на Устье-реке и принимает иноческий постриг с именем Иринарх.
Из 38 лет монашеской жизни 30 лет провел Преподобный в затворе.

        Далеко разносились пророческие слова преподобного Иринарха из его убогой кельи. И слышала эти слова вся Русь. Его советам и предсказаниям внимал царь Василий Шуйский. Молодой полководец князь Михаил Скопин-Шуйский получил от преподобного Иринарха крест и благословение на борьбу с поляками. С этим крестом князь победоносно прошел до самой Москвы, совсем тогда погибавшей, и навеки оставил славный след в истории.

В 1612 году у кельи Преподобного коленопреклоненно приняли от него благословенне в поход на Москву и медный крест верные сыны Русского народа Минин и Пожарский. Перед Иринарховым крестом многие из ополченцев клялись одолеть врага, исполнить свой долг, защитить и вызволить из беды родную землю.

На родине преподобного Иринарха, близь села Кондаково, до сих пор находится источник, по преданию выкопанный самим затворником в период отрочества. Он хотел поставить у источника часовню, и возможно, первая часовня была возведена им собственноручно. Впоследствии ее неоднократно перестраивали; последний раз – в 1916 году. Сейчас от часовни остались лишь кирпичные глыбы. Когда-то к колодчику вела вымощенная дорожка длиной 800 и шириной 1,5 м, с горы спускалась кованная металлическая лестница. В 1930-е годы лестницу выдернули и изрезали на плуги. Долгое время сохранялись приступочки, по которым можно было легко спуститься к источнику преподобного Иринарха. Говорят, что дорожка была так хороша, что женщины могли ступать по ней в туфельках. Жители ходили туда на молебны во время крестных ходов. Трудами прихожан и настоятеля, вновь возрожденного мужского Борисоглебского монастыря, там устроен новый сруб, очищен родник, установлен крест, оборудована купальня. Чудодейственной силой обладает вода из источника Иринарха. Круглый год приходят люди к роднику и купаются, очищаясь от грехов и болезней. Не было ни одного случая, чтобы кто-то после такого омовения заболел.
Ежегодно в Борисоглеб съезжаются паломники, чтобы отправиться в двухдневный крестный ход к источнику преподобного Иринарха-затворника, в день памяти Иринарха 13 января.
Материалы взяты с сайта: http://borisogleb.ru/turizm/turistam.htm, и с инфомационной доски в селе Кондаково.

                                    СЛЕДЫ НЕВЕДОМЫХ ЗВЕРЕЙ

        В отличие от других частей света, известных своими древними мегалитическими памятниками, территория Центральной России не богата ими. Однако и на просторах Русской равнины - от Карелии до верховьев Дона - обнаружено немало камней или сооружений из них явно культового назначения, относящихся ко временам, начиная с неолита (VIII – III тысячелетия до н. э.). Это так называемые «следовики» (камни с отпечатками ног, копыт, птичьих лап и иных конечностей) и «чашечники» (камни с различными углублениями-чашками), явно обработанные человеком, но смысл и происхождение которых неизвестны.
          Есть такие безмолвные свидетели древнейших культур, верований, культов и на территории Ярославского края. Так, например, на левом берегу Волги, возле Углича, на ручье Кука до сих пор сохранился предположительно межевой камень, которым отделялись владения одного рода от соседской земли. На нём отчетливо виден отпечаток огромной как будто бы петушиной лапы. По рассказам местных жителей, когда-то такой же камень стоял в деревне Петухово у разрушенной Петуховой церкви. Легенда гласит, что перед польским нашествием и в дни смуты на Угличскую землю из глухого леса прилетал огромный петух. Он садился на один из камней и громким криком возвещал о приближающейся беде.
         В первой половине XX века, когда культовые строения подвергались разрушению, снесли и Петухову церковь. Камни из её фундамента и тот самый межевой камень были расколоты и пущены на строительство дорог. А второй камень сохранился.
Некоторые краеведы считают, что петух тут вовсе ни при чём, ведь племена Верхневолжья не поклонялись этой птице. Просто трезубец был одним из охранительных знаков рун, который означал мир и спокойствие...
          Известен в Ярославском крае и так называемый Тихонов камень. Его название происходит от стоявшей когда-то рядом с ним часовни, построенной в честь святого Тихона. Находится камень в лесу, на территории Большесельского муниципального округа. Цвета он серого, а размером примерно 2 на 3 и на полтора метра. Есть в нём углубление, где даже в самую сильную жару можно обнаружить воду. Вода эта считается целебной. Старые люди говорят, что если ею вымыть глаза, то они не будут болеть, а видеть будут, как молодые.
            В том же Большесельском районе, по рассказам местных жителей, ещё во второй половине прошлого века можно было видеть и другой необычный культовый камень. Он имел очертания медведя, а на боку его был выбит человеческий след. Старожилы вспоминали, что когда-то он стоял у просёлочной дороги, но его пугались лошади и мужики свалили камень в кусты. Этот памятник глубокой древности следует выделить в особую категорию: он являлся одновременно примитивной скульптурой и «следовиком». К сожалению, после мелиоративных работ, проведенных в 1975 - 1978 годах, камень исчез со своего места и найти его пока не удается.
         Интересные «чашечники» с редкой даже для мировой практики формой выемок обнаружены автором этих строк в окрестностях Ярославля. К примеру, недалеко от берега Волги лежит не очень крупный (примерно метр на 80 и на 60 сантиметров) полукруглой формы серо-розовый камень. На его ровной поверхности выбито квадратное (примерно 15 на 15 см) небольшое углубление, внутри которого размешается несколько меньшая, тоже неглубокая аналогичной формы выемка. Рядом с этой «чашей» находятся два круглых углубления диаметром сантиметров по пять. Вместе они образуют треугольник, который, при желании, можно рассматривать как некое примитивное изображение лица или морды.
         Другой «чашечник» светло-розового цвета найден возле дороги с северной стороны Ярославля. Он почти весь находится в земле. Видимая часть по форме напоминает прямоугольник с округлыми краями и имеет размеры примерно полтора на 1 метр. На плоской поверхности видны две выемки: небольшая круглая - диаметром около 4 сантиметров, и побольше четырехугольная - размером 10 на 10 см.
Внешне камни не несут на себе следов обработки, но примечательна тщательность внутренних поверхностей «чашек». Все они отличаются гладкими стенками. Можно предположить, что круглые выемки были высверлены с помощью каких-то приспособлений. Но как наши далекие предки могли делать такие четырехугольные углубления? Это загадка.
          Другая более важная загадка - зачем делались эти выемки. Многие культовые камни вплоть до начала XX века были связаны с теми или иными традициями местных жителей. Считалось, что они «лечат». Если такой камень лежал у края водного потока, то вода эта почиталась как «живая», чудодейственная. Таким валунам делались подношения - иногда в виде даров нового урожая, молока коровы, крови или мяса зарезанной скотины, лепёшек, яиц, клочков шерсти и даже денег. Однако мы знаем, что таким образом их использовали в не столь уж недалёком прошлом. Но ведь сами углубления были сделаны намного раньше. Что же касается изначального предназначения этих выемок на камнях, то единого мнения на этот счёт не существует.
           Есть предположения, что разнообразные «чашки» в камнях - это углубления для жертвоприношений. Некоторые исследователи считают, что «следовики» и «чашечники» были как-то связаны с культом поклонения предкам, культами плодородия, огня или с добычей болотной руды. Однако ни одна из этих гипотез не является окончательно достоверной.
            Ясно только, что раз «чашечники» и «следовики» весьма многочисленны и распространены на значительных территориях, то они должны были служить понятным и доступным всем целям. Какими были эти цели? Ответ на этот вопрос еще предстоит найти историкам и краеведам как в Ярославской области, так и далеко за её пределами.

                                                                                                                                                                     Евгений ШИНКАРЕНКО,
                                                                                                                                                                                                   историк.

                                                                                                              ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "ВОЛГА" ГАЗЕТА ИЗВЕСТИЯ

 

                                                     СЕЛО КУКОБОЙ

 

      Село Кукобой Первомайского района Ярославской области несколько лет назад объявили официальной родиной Бабы-Яги.

       Вокруг села - леса дремучие, болота непролазные, места таинственные, укромные. В лесах грибов-ягод, зверья всякого видимо-невидимо - ну где еще Бабе-Яге жить-то?

Дорога до Кукобоя дальняя, в точности как до тридевятого царства, тридесятого государства.

Как и положено, на родине Бабы-Яги начинается аномальная зона - перестает работать мобильная связь, а у машин перегревается двигатель. Говорят, это шалят бесенята.

 

        И старинные обычаи, и деревянные резные дома сохранились там в неприкосновенности чуть не с позапрошлого века. Стоит там и необычайной красоты Спасский собор. Его сто лет назад построил на свои деньги местный уроженец, ставший в Питере богатым купцом.

        Кукобойская Баба-Яга - старушка мирная, черной магии и колдовству она предпочитает принемать гостей и подчевать их пирогами с чаем (пироги - это неофициальный бренд Кукобоя, секреты изготовления пмрогов передаются только членам семьи). Любит Баба-Яга добрых молодцев, крепкое зелье и веселую частушку.

 

                                           ДЕРЕВНЯ МАРТЫНОВО КАЦКИЙ СТАН

 

                                                                               КАЦКАРИ

    Давно это было. Напали на нашу землю страшные враги. Все, кто вышли с ними сражаться, погибли. Некому было хоронить героев – так и лежали они без погребения. И уже разлагались, и стоял смрад великий, и воды напитались смертельным трупным ядом. Немногие уцелевшие люди страдали от жажды.

    Всех спас какой-то сообразительный мужичок. В русле реки нашёл он родник – студёная водица била со дна, но тут же мешалась с отравленной речною водою. Взял он тогда кадку-кадушку – большую деревянную бочку – выбил днище и посадил на родник. Ядовитую воду вычерпал, и вскоре наполнилась кадушка чистой ключевою водою.

Все туда ходили, говоря: «Пошли на кадку!»

    Потому и назвали реку Кадка. И местность, по которой она течёт, тоже Кадка назвали. А жителей кацких поречин – кацкари.

    Кацкари – люди русские, да непростые: себя называют кацкарями, а всех остальных – «заволосные», то есть за волостью Кадкой живущие. С точки зрения этнологов, наличие самоназвания и противопоставление себя окружающим – верный признак малой этнической общности, или субэтноса.

     Особенностей у кацкарей «цельнёё голомёно»: кацких диалектных слов, например, около 2000, и если «бахорить по-кацкие, заволосные-то не больнё и смустят, про што розговор». Кацкий фольклор представлен «прибайкям» (небольшими стихами), «укоронам» (мифами) и «коменничаньями» (пьесами деревенского театра).

Можно найти особенности и в быту, и в способах хозяйствования; чтобы собрать, сохранить и показать всё кацкое своеобразие, и был затеян Этнографический музей кацкарей.

                                                                   КАДКА

     Летит время, и вместе с ним бежит-спешит-торопится невеликая речка Кадка, протекающая с севера на юг на крайнем западе Ярославской области. Она и впрямь небольшая – 57 километров от истока до устья; таким у нас в Отечестве, казалось бы, и счёт потерян. Но Кадка дала имя целой сельской местности по её берегам – волость Кадка, а значит, это всё-таки необыкновенная река!

      Причём случилось так, что имён у страны кацкарей два: волость Кадка впервые упоминается в завещании великого князя московского Василия Тёмного в 1461 году, а с 1575 года, со времён Ивана Грозного, кацкие поречины получают другое название – Кацкий стан. Сейчас употребимы оба эти имени.

       А время и впрямь летит, меняется и Кадка. Сто лет назад в 130-ти селениях по её берегам проживало 22906 кацкарей. Стояло 11 каменных церквей и одна деревянная, 9 часовен. Функционировало 27 школ, библиотека, больница, 22 ветряные мельницы и одна водяная, 3 толчеи, 11 маслобойных заводов, 6 сыроваренных и 1 кирпичный. Были и овчинная мастерская, и сапожная; кузниц – 14. А уж торговых заведений не сосчитать!

       Теперь селений 80, а кацкарей в них – 2020 человек. Церковь служит одна, школ – 5. Работают 4 детских сада, 4 библиотеки, 5 Домов культуры и клубов. Больница сохранилась, а к ней добавились 4 фельдшерско-акушерских пункта. Есть у кацкарей и собственный журнал «Кацкая летопись», и 2 музея. СПК, бывших колхозов, 7, в их числе и льнозавод «Мерга»

Мир, конечно, сузился, но Кадка ещё жива.

                                                                  МАРТЫНОВО

      В старое время на речке да на Грязде жили в своё удовольствие Мартын да Марья. Однако, не заладилось что-то у супругов: разобиделся Мартын, ушёл от жены и построил себе по речке выше избу новую. Вместе-то, как говорится, тесно, а врозь – дак лестно!… Но не выдержало Марьюшкино сердце одиночества, пришла она к супругу с повинною. Обрадовался Мартын – помирилися. С тех пор снова вместе живут…

      Так рассказывают о начале своей деревни жители Мартынова, и, на удивление, легенда эта подтверждается архивными документами. «Угличские писцовые книги» XVII века знают деревню Марьино на Грязде – первое упоминание о ней относится к 1625 году. А чуть позже, вероятно, во второй половине этого же XVII столетия, появилось на карте Кацкого стана и Мартыново. Долго, до 1821 года, обе эти деревни стояли в двух шагах друг от друга, пока Марьино не запустело – осталось одно Мартыново. Вот и не верь после этого народным побасенкам!

     Современное Мартыново – одно из крупнейших кацких селений с числом домов порядка 70-ти и жителей около 200 – все коренные кацкари, ни одного дачника. Старинное Марьино теперь деревенская улица Румыновка, а ещё в деревне различают Петушки, Каменку, Прогон, Старое Мартыново, Щербово и Хутора. В Мартынове есть детский сад, школа, Дом культуры, библиотека, ФАП, ветеринарный участок, почта, АТС, три магазина и музей. Мартыново – центральная усадьба СПК (колхоза) «Верный путь».

 

                                                                  БЕЛАЯ КОРОВА

     Кацкие «укороны» (то есть мифы) – явление уникальное хотя бы потому, что сохранились до наших дней. Согласитесь, все мы хорошо знаем мифы Древней Греции или Древнего Рима – в школе их изучаем, но кто сможет рассказать мифы наших предков-славян? А кацкари свои «укороны» рассказывают. Основной кацкий миф о Белой Корове, которая является «поконницей» (гербом, символом) Кацкого стана.

                                                                 Сонцо-Белая Корова

      Зимой ли в стужу, в лето ли-неслетьё, в вёсеннюю ли бездорожь или при осенниех хизах – всёгда при струшненьях Сонцо-Белая Корова. С бёла до тёмки маскалит Белая Коровушка по нёбёсной глобке, зыкая на земь солнешную светлядь. Так было всёгда и так будёт впредь, покудова стоит наш мир, и самую крепкую клятву обязательнё бают на Сонце-Белоей Корове.

       Светлядь с теплядью, радость да именьё, да и сама жизнь – всё ето передати Белоей Коровы. О том, хто щастливо живёт кацкари сглумяна бахорят: «Ну, к нёму Белая Корова примаскалила!», а глумяноё кацкоё здорованьё звучало так: «Пускай к тёбе примаскалит Белая Корова!»

     А на зёмле, на кацкиех дворах, живут серёди людей еёные младшие сёстры – зёмные коровушки, такие жо мантурицы, дающие благополучие. Когда-то в кацкиех сёленьях обязательнё старалися завёсти онну на всех белоплёкую корову. Доглядывали: коли она вперёди стада с пастушни возвращалася – быть завтрашнему нню солнешныем, а делу подашливыем.

     Баять, бахорить – говорить; глобка – тропка; глумяной – древний; зыкать – носить; мантурица – труженица; маскалить – идти; неслетьё – холодное и дождливое лето; хиз – ветер.

 

www.myshkinmr.ru

   

                                                                     КАДСКАЯ КУКЛА

 

      Кадская кукла - традиционный оберег, является хранительницей семейного очага, приносит счастье, любовь, благоденствие, богатство, благополучие, помогает путникам вернуться домой.

       Кукла изготавливается вручную из льна, хлопка, шерсти.

       Кукла опоясывалась красной ниткой,которая защищает от дурного глаза, вышивка красными нитками на переднике символизирует покровительство добрых богов, приносящих изобилие. У кацкой куклы никогда не рисовали лица. Существует поверье, что в тело куклы через нарисованные глаза может вселиться душа недавно умершего человека у кукла станет опасной.

      Куклы всегда делали к свадьбе, как талисман благополучия,изобилия, плодовитости, любви и богатства.И сегодня на свадебных машинах можно увидеть кукол.

      Куклу делали после отъезда родственника в дальнюю дорогу. Считалось, если разговаривать с куклой, как с человеком, то путник не забыдет родной дом и скорее вернуться обратно в целости и сохранности.

     

   

 


 

                                                            НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА

 

                                                                ВОДОЛЕЧЕНИЕ

        Вода - источник жизни на земле, основа целительных сил природы. Если бы на планете не было воды - на ней не было бы растительности и живых организмов. Учитывая эту взаимосвязь, применение воды в народной медицине рассматривается как неотъемлемая часть полезного использования природных сил.


          Укрепление организма достигается холодными купаниями, обливаниями, обмываниями.
Водные процедуры лечат не только больную часть тела (голову, ногу или руку), но и все тело.
Цель водолечения - помочь природе восстановить здоровье или хотя бы облегчить страдания больного, улучшить самочувствие.
         Всякое применение воды должно быть индивидуальным, т. е. соответствовать основному заболеванию пациента, а также сопутствующим болезням, учитывая основное положение водолечения: умеренность, осторожность, правильность.
Во всех случаях, где не указывается прямо температура воды, под словом «вода» нужно понимать холодную воду и, основываясь на опыте, чем холоднее, тем лучше.
Водную процедуру нужно делать быстро, иметь соответствующую одежду, позволяющую легко снять и надеть ее после купания.К примеру, холодная ванна с раздеванием и одеванием должна длиться не более 4 мин.
         После холодного купания или обливания не следует вытираться (кроме головы и кистей рук). На мокрое тело следует быстро надеть рубашку и остальную одежду, чтобы мокрые места сразу не высохли. Не вытираясь, мы способствуем равномерному и быстрому распространению природного тепла. А при вытирании, вы трете разные места с разной силой и этим вызывается неодинаковая температура кожи, что для здоровых не имеет значения, а для больных и слабых — очень много значит.
          После купания, одевшись, делайте любые движения (лучше всего быстро ходить) до тех пор, пока все части тела не высохнут и не достигнут нормальной температуры. Как правило, минимальное время движения после купания в холодной воде или обливания холодной водой должно быть не более 15 мин. Эти же правила остаются в силе при компрессах и обертываниях, при которых больные должны оставаться в постели.
         Обратите внимание, что применение холодной воды перед сном нежелательно, так как она может вызвать бессонницу.

                                                                       Питье воды
         Организм человека нуждается в жидкости. Это необходимо для работы желудка и жизнеобеспечения. Применять воду следует умеренно. Полезны для человека настои целебных трав, экстракты, масла и т. д.

                                                                     СВЯТАЯ ВОДА

          Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня — святая вода. Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге. Мы впервые окунаемся в нее в крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.

          Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах. В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.

         Крещенская вода, как и святое Причастие, принимается верующими только натощак. «Освященная вода, — как писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов — вот почему окропляют святой водой жилище и всякую вещь, которую освящают. Преподобный Серафим после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой Богоявленской воды. Преподобный Амвросий смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.

         Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу Иорданской (Крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло,— нет.

         Чудеса, исцеления происходят и в наши дни. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с верой, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению.

         Чтобы святая вода принесла пользу — будем заботиться о чистоте души, о светлости помыслов и деяний. И при каждом прикосновении к святой воде, будем возносить в уме и в сердце эту молитву.

 

                                                       БАНЯ "Как правильно утолить жажду"

     

       Человеческий организм состоит на 70% из воды, и пребывание в парной приводит к уменьшению ее в нем, при этом возникает чувство жажды, организм требует восполнить потерю воды.

Как правильно утолить жажду, восстановить жидкостный баланс организма?

        Прежде всего, не следует пить в бане холодную воду или другой напиток, так как уже через небольшой промежуток времени снова появится чувство жажды.

         Лучшим напитком в бане и после нее является хорошо заваренный свежий чай, желательно зеленый, или травяной витаминный напиток. Чай или другие напитки пить надо в предбаннике во время отдыха из самовара или термоса. Дома чай пьют после русской бани обязательно из самовара по всем правилам русского чаепития: с медом, вареньем, с баранками и ватрушками.

         В бане в течение всего времени пребывания там (1,5—2 часа) можно пить небольшими порциями 2—3 стакана чая или другого напитка. В чай полезно для аромата добавить листья мяты, черной смородины, малины, земляники. Если у вас простуда, то в бане и дома полезно пить чай, заваренный липовым цветом и сухой малиной, — это поможет вызвать обильное потоотделение.

        Важно знать, что много жидкости в бане нельзя употреблять, так как это вызывает дополнительную нагрузку на сердце и почки. Об умеренном утолении жажды в бане и после нее обязательно должны помнить пожилые люди. Для них также нежелательно употребление крепкого чая, кофе, не говоря уже о таких напитках, как пиво и другая алкогольная продукция.

         Если жажда все еще будет вас мучить после бани, то необходимо через 2 часа выпить еще стакан чая с лимоном.

         После банной процедуры очень полезно утолять жажду настоем плодов шиповника, барбариса, боярышника, овощным или фруктовым соком. Травяные чаи — это настоящий кладезь витаминов, микроэлементов, различных биологически активных веществ, благотворно влияющих и оздоровляющих ваш организм.

                                                              

Смеркалось.

На столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился легкий пар…
(А. Пушкин )  

                                                         ТРАВЯНЫЕ ЧАИ

          

 Целебные свойства растений были известны людям с древних времен.

            В старинных лечебных трактатах древних лекарей даются рецепты и способы применения целебных растений. Таким образом, народные знахари-целители передавали из поколения в поколение знания о свойствах трав, создали прочный фундамент той природной “зеленой аптеки”, которой мы пользуемся и в настоящее время..

                                          Витаминные чаи.

    ЧАЙ ПЬЕШЬ – ДО СТА ЛЕТ ПРОЖИВЕШЬ.

       Готовят их из лесных, полевых трав и плодов, очень разнообразных по вкусу, цвету и аромату. Травяные чаи фактически являются продуктом питания, они имеют в своем составе массу биологически активных веществ: витаминов, ферментов, микроэлементов, органических кислот и т.п.  

         Этот букет биологически активных веществ благотворно влияет на организм человека, предохраняет, предупреждает и лечит многие заболевания, поэтому травяные чаи рекомендуется пить всем, независимо от возраста и состояния здоровья. Ценность травяного чая также состоит в том, что он не содержит кофеина и других возбуждающих веществ, которые не так уж и безвредны для организма человека, тем более для людей с нарушениями нервной и сердечно-сосудистой систем. Витаминный, травяной чай очень полезен для детей любого возраста, тогда как обычный чай, содержащий кофеин, нельзя давать малышам до двухлетнего возраста.

        В настоящее время многие начинают понимать оздоровительное воздействие витаминного чая на организм и регулярно употребляют его.

А самый лучший витаминный чай — это чай, приготовленный из трав, собранных своими руками.

         Поэтому так важно каждому хорошо знать правила сбора, переработки и хранения трав. Прежде всего, заготавливать травы надо так, чтобы после вас не осталось пустого места, ведь природа очень ранима и, необходимо, всегда оставлять в месте сбора часть травы для ее возобновления. Нельзя вырывать траву с корнем, буквально всю подряд — это варварское отношение к природе, которое, к сожалению, еще наблюдается.

                                           Правила сбора, сушения и хранения

        При сборе листьев (земляника, малина, ежевика, костяника и т.п.) срезают лишь несколько листков с ветки; если же собирают цветущую часть, то оставляют некоторые растения с цветами для созревания семян (зверобой, душица, мята, чабрец и т.п.).

        Цветки таких растений, как шиповник, липа, жасмин и т.п., собирают только полностью распустившимися.

         Листья ежевики, малины, морошки, костяники, кипрея (иван-чая) и т.п. собирают только тогда, когда они полностью развернулись.

          Плоды, ягоды надо собирать только созревшие.

        Заготавливать траву необходимо в сухую погоду, как только сошла роса. Лучшее время сбора — начало цветения или полное цветение растения. Сушат траву под навесом, на чердаке или в хорошо проветриваемом помещении, не допуская ее загнивания. Почерневшую траву употреблять нельзя.

        Траву, содержащую эфирные масла (тимьян, душица, аир и т.п.), сушат медленно, при температуре 30—35њ С. Траву, содержащую глюкозиты (горицвет, пижма, мята перечная, зверобой, мать-и-мачеха и т.п.), сушат при температуре 50—60њ С (в сушилке).

        Плоды шиповника, барбариса, черной смородины, рябины обыкновенной и т.п., которые содержат много витамина С, сушат в сушилке при температуре 80—90С.

        Сушеные листья и плоды надо хранить в бумажных или матерчатых мешках, каждый вид растения отдельно (можно хранить в стеклянных или керамических банках с плотными крышками). На мешочке или банке должна быть этикетка с указанием наименования травы и времени сбора.

        Срок хранения цветков, листьев и травы не должен превышать 1—2 года, срок хранения плодов и ягод — 3—4 года, корней, корневищ и коры 2—3 года.

                               ОТ ЧАЯ ПЬЯН НЕ БУДЕШЬ.                                             

                              Правила приготовления витаминного чая

        Цветки заваривают в большом фарфоровом чайнике крутым кипятком. Ягоды перед заваркой надо; свежие раздавить, сухие раздробить. Листья кладут в горячую воду и кипятят 3—5 мин или заливают крутым кипятком.

        Корни, стебли и грубые части растений мелко порезать. Потом кладут в холодную воду, доводят до кипения на медленном огне и кипятят 10 мин. После заварки чаи из цветков, листьев и ягод настаивают в фарфоровом чайнике 5—10 мин, а чаи из корней и стеблей настаивают в эмалированной посуде 10—15 мин.

        Правильно заваренный витаминный чай обладает неповторимым вкусом, ароматом и цветом, в нем сохраняются все биологически активные вещества.

                                                Составление смеси трав для витаминного чая.

        Сборы (состав) травяных чаев могут быть самыми разнообразными и зависят от вкуса и самочувствия человека. В смесь желательно всегда включать одну ароматную травку (душица, мята, мелисса, чабрец и т.п.). Применять в смеси две-три ароматные травы не рекомендуется: ароматы могут друг друга уничтожить или смешаться в неприятный запах. Как правило, в сборе должна быть одна ароматная травка и несколько нейтральных трав.

                                                        Правила употребления травяного чая

       Утром рекомендуется пить тонизирующий чай (дягиль, листья земляники, цветки и листья клевера, лимонник, лаванда, любистик и т.п.).

        Вечером надо пить успокаивающие травяные чаи (зверобой, иван-чай, малина (листья), мята перечная, ромашка, мелисса, первоцвет, лист вишни и т.п.).

        Зимой — ранней весной желательно пить поливитаминные травяные чаи (листья малины, ежевики, черной смородины, крапивы, моркови, плоды шиповника, рябины, барбариса, облепихи, черной смородины и т.п.).

        Летом травяные чаи готовят только из свежих трав, этот период года надо использовать с максимальной пользой для организма.

                                                                  Лечебные чаи.

        Применяют только по рекомендации лечащего врача. Предлагаемые в различных травниках лечебные разовые дозы и число трав не являются строго обязательными, дозы трав зависят от состояния здоровья и самочувствия, их можно уменьшить, но не следует увеличивать. В любом случае лечебные чаи надо принимать после медицинского обследования и под контролем лечащего врача. При этом необходимо следить за своим самочувствием и реакцией организма.

        Лечебные чаи употребляют за 20—30 мин до еды; срок хранения приготовленного травяного чая в холодильнике 2—3 суток.

         В домашних условиях лечебный чай обычно готовят из одной, двух и более трав, строго выполняя указанные в рецепте весовое количество трав и технологию приготовления. Если же в рецепте не указана технология приготовления лечебного чая, то его готовят следующим образом: прописанную дозу измельченной смеси растений высыпают в горячую эмалированную посуду, заливают кипяченой водой комнатной температуры и ставят на водяную баню (слабо кипящую воду). Настои готовят в водяной бане 15 мин, отвары — 30 мин. Затем снимают и настаивают (отвары 10—15 мин, настои 45—50 мин). После этого лечебный чай сливают, оставшуюся часть растений отжимают и всю жидкость процеживают через марлю. В готовый лечебный чай обязательно надо долить воду до первоначального объема.

         Грамотное, разумное использование природных лечебных средств облегчит ваше состояние, поможет избавиться от долго мучившего недуга.

         Однако следует предостеречь всех о том, что бездумное, неправильное употребление тех или иных трав принесет вам не пользу, а только вред; растительное лекарство превратится в яд (как и любое другое лекарство). Ни в коем случае нельзя применять неизвестные вам растения. Всегда надо помнить, что слова “травы” и “отрава” — одного корня. Поэтому ваш путь к оздоровлению своего организма посредством употребления целебных трав должен быть разумным, осторожным и постепенным.

 

                         ГДЕ ЕСТЬ ЧАЙ – ТАМ ПОД ЕЛЬЮ РАЙ                          

                                     Рецепты витаминных чаев.

        Вересковый — 2 г сушеных цветков вереска, 2 г сушеных листьев шиповника, 10 г сушеных листьев земляники. Фарфоровый чайник ополаскивают горячей водой, засыпают смесь трав и заливают кипятком (200 мл). Настоять 5—10 мин.

        Брусничный — 12 г сушеных листьев брусники, 10—15 г сахара, 200 мл воды. Фарфоровый чайник ополоснуть кипятком, засыпать листья брусники, залить кипятком и настоять 10—15 мин, добавить сахар и разлить в чашки.

        Земляничный — 10 г сушеных листьев земляники, 2 г зверобоя, 2 г мяты, 200 мл воды. Фарфоровый чайник ополоснуть кипятком, засыпать смесь листьев, залить кипятком и настоять 7—10 мин.

         Рябиновый — 30 г сушеных ягод рябины обыкновенной, 5 г сушеных ягод малины, 2 г сушеных листьев черной смородины. Смесь заваривают в фарфоровом чайнике, настаивают 5—7 мин. Используют как заварку.

        Чай с первоцветом — 5 г сушеных листьев первоцвета, 5 г зверобоя, 200 мл воды. Смесь листьев заливают кипятком в фарфоровом чайнике и настаивают 5—7 мин. Используют как заварку.

        Чай с чабрецом — 20 г сушеных листьев чабреца, 20 г зверобоя, 4 г сушеных листьев брусники. Смесь листьев заваривают и используют, как в предыдущем рецепте.

         Чай шиповнико-медовый — 20 г плодов шиповника, 15 г меда, 5 г лимонного сока, 200 мл воды. Сушеные плоды шиповника измельчить, залить кипятком, варить 10 мин в эмалированной посуде при закрытой крышке, настоять 10 мин. Отвар процедить. Добавить мед, лимонный сок.

        Чай из шиповника и чабреца — 10 г сушеных плодов шиповника, 5 г сушеных листьев чабреца, 15 г меда, 200 мл воды. Плоды шиповника измельчить, залить кипятком и варить 5 мин, затем добавить листья чабреца. Настоять 10 мин, процедить, добавить мед.

       Витаминный — 20 г сушеных плодов шиповника, 10 г сушеных плодов рябины, 5 г сушеных листьев душицы, 200 мл воды. Сушеные плоды измельчить, залить кипятком и варить 5 мин, затем добавить листья душицы и настаивать 10 мин.

        Это поливитаминный чай, он благотворно влияет на обмен веществ в организме, является противосклеротическим средством.

                                                                    Общеукрепляющий:

·3 г сушеных листьев земляники, 3 г листьев ежевики, 3 г листьев черной смородины, 10 г зверобоя, 10 г чабреца, 200 мл воды. Смесь сушеных трав заливают кипятком в фарфоровом чайнике и настаивают 7—10 мин;

·6 г сушеных плодов шиповника, 6 г сушеных плодов облепихи, 2 г травы золототысячника, 2 г корня солодки, 3 г корня одуванчика, 20 г меда, 200 мл воды. Плоды измельчить, корни мелко порезать, смесь заливают кипятком в эмалированной посуде, кипятят 10 мин, настаивают 1 ч. Процедить, добавить мед;плоды сушеные шиповника (3 части), черники (2 части), черемухи (1 часть), листья крапивы (3 части). Плоды измельчить, составить смесь, затем одну столовую ложку смеси залить 2 стаканами кипятка, кипятить 10 мин и настаивать в термосе 2 ч. Принимать по одному стакану в день в горячем виде. Чай этого сбора противопоказан при запорах;

· плоды сушенные шиповника (3 части), брусники (1 часть), сушеные листья крапивы (3 части). Плоды измельчить, составить смесь. Одну столовую ложку смеси залить кипятком, довести до кипения, настаивать 1 ч. Пить 1—2 стакана с медом .

                                                                         ТРАВНИК

Народная медицина лекарственных трав, целебных корешков, грибов, ягод, кустарников и деревьев, издавна привлекала к себе человека. Народ давно приметил, что все, что растет в природе, обладает какими-то удивительными и загадочными лечебными свойствами. Почему бы нам ни воспользоваться древней мудростью накопленной веками, и не сделать то же самое для себя.

Наши лекарственные травы ничем не хуже, а во многих случаях намного лучше БАДов, и всяких корейских и китайских лекарственных растений. И количество, и разнообразие достаточное для грамотного отношения к здоровью.

Новая страница
 

 

 

  Местонахождение деревни Харлово:

Ярославская обл. Угличский р-н.

                           Проезд:

      До Углича от Белорусского вокзала ходит дважды в неделю медленный, но комфортабельный поезд. В Угличе мы Вас встретим.

      От Щелковского автовокзала по понедельникам, средам и пятницам ходит автобус: Москва-Углич, но это самый не удобный вариант так как  автобус забит пассажирами и билеты надо покупать заранее.

        Если вы едете на собственном автомобиле, у Вас значительно больше возможностей выбрать одну из нескольких дорог. Разница в их протяженности не слишком существенна. Можно проследовать по Дмитровскому шоссе, через Дмитров и Талдом, посетить музей М.Е. Салтыкова-Щедрина в Спас-Угле и от старинного села Троица-Нерль поехать на Калязин и Углич, далее свернуть в сторону Москвы и доехать до села Заозерье. С Ярославского шоссе в сторону Углича ведет несколько путей: от Сергиева посада через Нагорье на Углич, от Переславля -Залесского, также через Нагорье, Через Переславль-Залесский - Ростов Великий - Борисоглеб - Заозерье. также мы можем вам предложить встречу в Москве и доставку до места назначения.

 

телефон 8-905-573-16-80

 
О деревне · Природа · Всякие интересности · Фотоальбом · Гостевая книга
ДЕРЕВНЯ ХАРЛОВО ОТДЫХ, все права защищены.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS